Два года после принятия закона об ограничении табачного дыма. Подводим итоги

23 февраля 2013 года был опубликован и вступил в силу закон о запрете курения и о защите граждан от табачного дыма. В первую очередь закон регулирует курение в общественных местах, правила продажи табачной продукции, запрет на рекламу и демонстрацию курения.
Закон состоит из 25 частей. В первой и второй части можно ознакомиться с терминологией, принятой в отношении курения, в последней, 25 части регламентируется поэтапное вступление закона в силу.

Вкратце

Закон придерживается беспримерно откровенных формулировок и декларирует очень жесткую позицию, не предусматривающую разночтений и множества толкований.

Так, например, пункт 2.3 прямо указывает, что последствия употребления табака это причинение вреда жизни и здоровью окружающих. Именно этими предпосылками обусловлено стремление ограничить не только продажу сигарет, но и употребление в общественных местах.

Пункт 4.4 никто не заметил. А зря. Потому что этот пункт пообещал системный подход в борьбе с курением. Продуманная и точная система, это именно то, что мы наблюдаем. Заметим, закон борется с курением и его последствиями, а не с курильщиками. Курильщиков, как и остальное население, закон стремится оградить от вредного воздействия табачного дыма.

Пункт 4.5 ставит интересы здоровья людей, выше интересов торговых организаций. То есть либералы негодуют — ущемляются интересы владельцев киосков! А закон отвечает — в киосках продают сигареты и пиво детям. Поэтому пускай киоски торгуют чем-то другим, не наживаясь на здоровье будущего.

Пункт 5.2 уточняет позицию закона по защите прав человека. С точки зрения закона, защита должна выражаться в праве не дышать табачным дымом. И это справедливо.

Пункт 9.2 прямо указывает, что курильщики имеют право на медицинскую помощь по избавлению от никотиновой зависимости. Это довольно интересный момент и хотелось бы проверить его в действии, поскольку в других пунктах закона указывается выделение средств на борьбу с никотиновой зависимостью.

Где курить нельзя

  • на автозаправках
  • в любых образовательных учреждениях
  • в медицинских и санаторных учреждениях
  • в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания
  • на воздушных судах, аэровокзалах
  • на железной дороге, включая вокзалы и перроны
  • в гостиницах
  • в лифтах и местах общественного пользования

Нарушения закона карается штрафными мерами.

О прениях и возражениях

Принятие закона сопровождалось бурным обсуждением и противодействием со стороны Минэкономразвития. Экономисты требовали сохранить рекламу сигарет, защитить мелких лавочников и табачные киоски и единогласно признали закон дискриминационным в части ограничений по площади магазинов, торгующих сигаретами. Также экономисты признали «чрезмерными» новые требования к выкладке товара, запрещающие демонстрировать сигаретный прилавок.

С момента введения серьезных ограничений на продажу табака и курение в общественных местах, прошло около года. Настало время оценить результативность принятых мер.

Закон о запрете курения оказался эффективным. Совершенно неожиданно, законодательные меры, высмеиваемые публицистами и маститыми экономистами, сработали. Курить стали меньше.

Куда делись возмущенные нарушениями прав человека публицисты?

Кстати, обсуждение закона и правах курильщиков, об ущемлении прав, уже завершилось, больше никто не хочет говорить о правах курильщиков и некурящих, обсудить несправедливую дискриминацию владельцев мелких киосков, хотя именно сейчас самое время, подвести итоги, если права курильщиков и торговцев в самом деле так важны.

Этого не происходит. Почему? Возможно потому, что силы, задействованные во время обсуждения и принятия закона, были ангажированы? И возмущение было никак не связано с ущемлением прав курильщиков, а только с упущенной выгодой? Ведь все понимают, почему мелким киоскам запретили торговать сигаретами?

Скорее всего, ангажирование и заказ на критические статьи присутствовал. В противном случае борцы за свободу сейчас должны бы были признать свои ошибки в прогнозах и порадоваться неожиданной эффективности закона.

Восполним лакуну и рассмотрим ситуацию.

Вид табачных прилавков претерпел изменения

Переоформленные торговые витрины уже не радуют алчный взор потребителя отважными ковбоями мальборо, вдумчивыми желтыми верблюдами и орлиной свободой выбора. Все табачное великолепие в один момент укрылось под серыми невзрачными прилавками. Это было, как снятие новогодней праздничной иллюминации и украшений.

Из сияющих пластиковых коробов с нарядной подсветкой, сигареты переселились в обычные картонные коробки. праздник кончился. как же так? Мы уже привыкли?

Ни к чему больше ухищрения дизайнеров и маркетологов. Зачем стараться, если коммунистическое равенство, внезапно, настигло и уравняло все табачные бренды в одинаковых строчках прайс листа?

Если бы табачные компании постарались и призадумались, они бы могли сделать ответный ход. Флер буржуазности можно было сохранить, если бы табачный прайс подавали красиво, как меню в дорогом ресторане. В красивой папке с золотым обрезом, на хорошей гладкой бумаге с вензелями. Но ведь нет? Нет. Законом запрещено размещение изображений продукции и красочное оформление в перечне.

Табачные прайсы на данный момент это коряво распечатанные накладные, в заляпанном и мутном пластиковом пакете, стыдливо прилепленные к задней стороне прилавка. Желаете ознакомиться? Тьфу ты, пакость, нет.

Давайте признаем, что:

  1. Вопреки возмущениям и спорам, вопреки уверениям, что взрослого человека такой ерундой не проймешь, курить стали меньше;
  2. Реже встречаются курящие на остановках и на улицах, в общественных местах. Даже те, кто курил уже 20 лет, подумывают бросить. Или уже бросили;
  3. Дети — курильщики не толпятся за торцом школы. Либерализм закончился и страх штрафов заставил администрацию школ изменить позицию с беспомощной и неуместной для педагогов «ой, ну а что мы можем сделать?» на реальную, сохраняющую здоровье детей. Детские учреждения являются территорией, которых запрет на курение в публичных местах коснулся в самую первую очередь;
  4. Меньше стало курящей молодежи.

Об эффективности рекламы

Мы ее на замечаем, считаем раздражающей, мешающей, отвлекающей, любопытной. Какой угодно, но только не влияющей на наше мышление и действия. Потому что реклама — работает. И антиреклама — тоже. Можно сколько угодно уверять, что мы взрослые люди и реклама на нас не подействует, наше мировоззрение уже сложилось и никакие глупые яркие картинки не смогут нас убедить ни в чем. Смешно сказать! Мы же думающие люди, способные самостоятельно принимать решения!

От этих уверений, реклама действовать не перестанет.

Потому что есть разница, чем ты затягиваешься. Американской мечтой, везунчиком, свободой только для тебя, или, внезапно, «раком легких». Оказывается, это важно. Оказалось, что довольно неприятно держать в кармане штанов «импотенцию», угощать приятельницу «бесплодием», пусть даже со вкусом ментола. Привлекательность сигарет с антирекламой существенно снизилась.

Ароматный и манящий порок курения, сладостно манящий в голливудскую даль, без фимиама рекламы, оказался невкусным и пресным.

Люди, которые совсем недавно возмущались законом и готовы были сражаться за права курильщиков, с изумлением обнаружили, что дым плохо пахнет. Что от окурков появляется грязь. И что самое ужасное, больше нет никакой разницы между мальборо и «астрой».

Именно на это был направлен исключительно точный, бронебойный по своей мощи, расчет создателей закона. Хотелось бы знать, где так учат законам рынка и умению их ломать.

Неудивительно, что либеральные экономисты бились об этот закон в шоке и в панике. Современные экономические школы призывают следовать за рынком, тонко и умело угадывать его возможные изменения и оказываться в том месте, через которое протечет благотворная волна денежной массы. Создатели закона поступили ровно наоборот. И выиграли. Это впечатляет.

О принудительном социальном равенстве курильщиков

Мы получаем комичную картину. Если раньше курильщик «парламента» мог свысока смотреть на работягу, смолящего «альянс», то теперь — нет.

Разница в цене больше неочевидна, ценников нет. Простой работяга скажет топ менеджеру, — Что, парень, тебя тоже курить на улицу гонят? В офисах тоже теперь курение в общественных местах запретили? Иди сюда, здесь дождь не достанет, мы с бригадой всегда здесь курим.

И будут они стоять в невольном равенстве, два курильщика из совершенно разных социальных слоев, под презрительными взглядами некурящих прохожих. И уже через несколько дней менеджер всерьез задумается о том, чтобы бросить курить. Потому что социальный фактор не велит ему стоять под одним навесом с работягой, жадно затягиваясь горьким табачным дымом.

Кстати, о социальном факторе. Марками сигарет раньше негласным образом мерились — у кого дороже? Кто может себе позволить? Пачку дорогих сигарет выкладывали на столик кафе, как бы демократично и от широты души, но на самом деле напоказ, поглядывая по сторонам, у кого лучше? у кого дороже? После наклеивания реально омерзительных антирекламных картинок и скрытия цен на кассах, мериться стало откровенно нечем.

Трудно представить себе человека, гордо демонстрирующего надпись «гангрена», или отворачивающего гнусную надпись к себе, чтобы выставить напоказ дорогую пачку. Теперь принято прикуривать торопливо, доставать сигарету, прикрывая рукой пачку, и с расстояния пары метров уже действительно не разобрать, мальборо там или просто прима. Да и вглядываться уже не особо хочется.

Помните девчонок, которые перекладывали дешевые сигареты в «престижные» пачки? Над ними смеялись, но они все равно перекладывали. Им было плевать на насмешки, они очень хотели жить красиво. А для этого требовалось курить дорогие сигареты. Представьте, этой моды больше нет. И курить уже не так интересно.

Отказ от рекламы уничтожил имидж курения, как части элитного потребления. Теперь это просто вредная привычка, которую нельзя демонстрировать в публичных местах.

Отличный закон, который действительно помог многим тысячам людей бросить курить. Сейчас продолжают курить только те люди, которые пока не смогли справится с привычкой. Но мысли о том, что бросить курить было бы неплохо, появляются даже у самых закоренелых курильщиков.

Эффективность антитабачных законов

Закон о куренииРассмотрим результаты антитабачных законом, принятых в разных странах. Наши законы оказались самыми жесткими из рассматриваемых, но и эффективность значительно выше. При максимальной откровенной жесткости формулировок, реального подавления свободы выбора — нет. Есть запрет на рекламу, но нет запрета на продажу. Проблемы с приобретением сигарет не существует. Взрослый человек, желающий купить сигареты, может свободно это сделать.

У нас нет прямого запрета на курение, существует только некоторое ограничение на курение в общественных местах. Курильщик может абсолютно свободно курить в любом месте, где он не отравляет других людей.

Возмущение курильщиков по поводу этих запретов выглядят очень забавно. Потому что это курильщик на самом деле дурно пахнет и наносит серьезный вред здоровью окружающих, демонстрирует полное неуважение к другим людям, к их здоровью и имуществу. Очень странно на этом фоне выглядят требования уважения, понимания и терпимости к вредной привычке. Курильщикам лучше оставить столь агрессивную риторику, пока некурящие не придумали достойного ответа.

Италия

В 2005 году в Италии было запрещено курение в общественных местах, кафе, госучреждениях. Запрет столкнулся с волной возмущения в самых широких кругах, но вступил в силу. Статистика посещений пабов, баров, кафе, резко упала за несколько месяцев. Уже спустя год, статистика снова начала расти ко всеобщему удивлению. В ранее прокуренные кафе стали приходить с детьми, что существенно увеличило выручку.

Ограничений по курению в общественных местах в Италии пока немного и курение на пляжах, запрещенное в этом году даже не влечет за собой никаких штрафов.

США

Существуют ограничение на курение в общественных местах, но остановить табачное лобби в области рекламы не удалось. Единого закона, как у нас, о защите граждан от табачного дыма, нет. У каждого штата свой антитабачный закон.

Ирландия

Законодательное ограничение курения в публичных местах и продажи сигарет действуют в Ирландии с 2004 года. На данный момент статистика по респираторным заболеваниям снизилась на 18%, количество инфарктов по стране снизилось на 10%. А это очень много. В Ирландии запрещена яркая, вызывающая реклама сигарет, курение в транспорте.

Табачное лобби Ирландии не перестает взывать к свободе выбора и правам человека, требуя разрешить продажу сигарет в ярком, привлекательном оформлении.

Китай

Антитабачные меры в Китае не включают в себя серьезных запретов на рекламу. Появились таблички о запрещении курения в некоторых общественных местах, власти и здравоохранительные органы констатируют, что антитабачная компания недостаточно эффективна, привычки слишком сильны.

Какой вывод мы из этого можем сделать?

Запрет на рекламу табачных изделий, запрет яркого, праздничного оформления и видимой ценовой разницы табачных изделий, наличие неприятных, отталкивающих изображений, способно помочь людям преодолеть табачную зависимость.

Запрет на продажу табачных изделий в мелких лавках и киосках помогает оградить несовершеннолетних от никотиновой зависимости.

Запрет на курение в общественных местах, на детских площадках, транспортных платформах ограждает некурящих граждан и детей от вреда, который наносит вдыхание табачного дыма.

Снижение употребления табачных изделий резко сказывается на статистике респираторных заболеваний. Уже через несколько дней после оставления привычки табакокурения, организм начинает восстанавливаться и повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Через год после оставления табакокурения, снижается риск заболеваний сердца. Нормализуется давление.

Стоит ли здоровье миллионов сограждан снизившиеся доходов от рекламы табака? Безусловно стоит.

Побороть тягу к алкоголю не трудно! Нужно..Средство для снятия тяги к алкоголю...Останови алкоголика! Спаси ему жизнь.Избавиться от АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ просто, нужно каждый день...